Брендирование шатров
Статьи о дизайне интерьеров
Интерьер-2
В жанровой сценке 23-летнего Михаила Нестерова «Знаток» через скупо обозначенный интерьер раскрывается взаимоотношение искусства и его потребителя. Герой картины — человек, несомненно, денежный, внушительный по физическим своим габаритам, но лишенный начисто романтического «отблеска небесных муз». Он в купеческой поддевке, начищенных до блеска сапогах. Главное для такого покупателя, разумеется, рама. Чем больше позолоты на ней, тем, следовательно, значительнее и само произведение. На всякий случай, прищурив глаз, через свернутую трубочкой бумажку, «знаток» истинно прекрасного силится разобрать художественные свойства понравившейся ему вещи.
Первая после окончания Петербургской Академии художеств картина украинского живописца Кириака Костанди «У больного товарища» экспонировалась на XII выставке передвижников. Комнатка на Васильевском острове, где молодые художники собрались у постели неизлечимо больного коллеги. Обстановка и персонажи (Н.Дубовской, А.Афанасьев, К. Кудрявцев) взяты из реальной жизни. Эскизы к неосуществленным замыслам, папки с набросками, настольная лампа, карта географическая. Перед постелью на раскладном походном стульчике лекарства. Один из друзей горестно смотрит на изможденного чахоткой товарища. Другой и смотреть-то не в состоянии, отвернулся, сдерживая волнение, держит в руке рисунок. По рекомендации И.Репина эта картина молодого художника сразу после окончания выставки была приобретена П.М.Третьяковым.
Выпускник Петербургской Академии художеств Алексей Наумов известен, главным образом, одной, часто воспроизводящейся в литературоведческих изданиях, картиной «Дуэль Пушкина». Сюжетная канва другой его жанровой композиции «Старые друзья» неприхотлива и без труда прочитывается. Она о судьбе двух пожилых людей, с юных лет сохранивших привязанность друг к другу. Им, скромной старушке и отставнику военному, есть о чем поговорить, что вспомнить. Радость и печаль минувшего, нынешнее существование, очевидность будущего. Деталей в картине много. Но каждая из них пластически великолепно доказана и является одной из страничек развернутого, хотя и ограниченного рамками интерьера, повествования о неостановимости времени. Любопытен в произведении прием чередования темных и светлых пятен. Одно из них начинается с верхнего угла, где киот с иконами, направляется к центру (фигура женщины, кресло, комод), затем спускается к нижнему затененному правому краю картины и образует серпообразную, вроде буквы «с», конфигурацию. Этому движению соответствует аналогичное, но направленное в противоположную сторону:часы-ходики, зеркало, чайничек, седая голова мужчины, китель его, солнечные отсветы на дощатом полу, клубок белых ниток, которым играет котенок. Вся эта композиционная структура легко читается в черно-белой репродукции.
Продолжение статьи об интерьерах в живописи